Каковы особенности ведения бухучета в гаражном кооперативе?

Что входит в финансовую отчетность?

При осуществлении отчетности потребительского гаражного кооператива необходимо:

  • Каковы особенности ведения бухучета в гаражном кооперативе?формировать и систематизировать первичную документацию;
  • вести кассовый учет операций;
  • проводить платежи с банковских счетов;
  • заниматься начислением заработной платы;
  • вести расчеты с членами кооператива и создавать отчеты по должникам;
  • заполнять и сдавать в контролирующие органы отчетную документацию.

Дополнительно на бухгалтера возлагается обязанность по ведению карточек участков, подготовке сводной информации для ревизионных комиссий.

С чего начинается ГСК

Создание гаражно-строительного кооператива (ГСК) – процедура ответственная, и подходить к ее реализации требуется со всей серьезностью. Начинается открытие ГСК со следующих действий:

  1. Поиск единомышленников, которые не желают бросать свое авто посреди улицы, предпочитая иметь собственный гараж. Старайтесь подбирать людей знакомых, с которыми вы имеете опыт общения. Так будет легче договариваться и решать спорные вопросы.
  2. Создание устава. Это необходимо, так как ГСК считается организацией.
  3. Как только учредительные бумаги подготовлены, отправляйтесь в налоговую инспекцию и становитесь на учет.
  4. Выберите банк, которому доверяют все члены гаражного кооператива, и откройте в нем расчетный счет.
  5. Подберите земельный участок для постройки будущего гаражного кооператива и оформите в местной администрации договор о его аренде.

Обратите внимание! Документы, необходимые для выдачи разрешения на аренду, в зависимости от вашего региона проживания, могут отличаться. Обо всех нюансах оформления вас должны оповестить в администрации.

  1. Выберите компанию-застройщика и оформите с ним договор о возведении гаражей на участке.
  2. Как только гаражи построены, наступает время регистрации гаражного кооператива. Этим занимается председатель организации, подавая требуемые бумаги.

Выбирайте председателем самого деятельного участника, который не боится брать ответственность на себя, подходя к делу со всей серьезностью.

Кто за это отвечает?

Нормы НК РФ (ст. 23 п. 1) и Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, датированного 06.12.2011 г. (п. 1 ст. 6), обязывают всех юридических лиц вести бухучет и своевременно уплачивать налоги со сборами, сдавать отчетность. В ст. 7 Закона № 402-ФЗ ответственность за организацию системы бухгалтерского учета возлагается на руководителя предприятия. В гаражно-строительном кооперативе его роль выполняет председатель.

Председатель – выборная должность, которая формирует основу правления кооператива. В перечень его функциональных обязанностей входит одно из двух:

  • самостоятельное ведение бухгалтерского учета;
  • подбор и прием на работу квалифицированного бухгалтера.

Правильность учета оценивает контролирующая комиссия, состоящая из независимых экспертов.

Преимущества и недостатки

Плюсом создания гаражного кооператива считают:

  • получение возможности возведения комплекса гаражей на городской земле;
  • оснащение территории всеми благами цивилизации: подведение электричества, воды, организация уборки и вывоза мусора;
  • охрана участка.
Предлагаем ознакомиться  Наследство по трансмиссии пример - Юридическая компания "Созвездие"

В одиночку это сделать практически нереально.

одинаковое ворота

Минусы:

  • правовая платформа гаражного кооператива не имеет полноценной поддержки со стороны государства, и ее деятельность регулируется лишь специальными актами.

Каковы особенности?

Гаражно-строительный кооператив имеет особенность функционирования – наличие паевых платежей, которые являются основой для формирования собственности организации. Взносы выступают в качестве формы целевого финансирования, их обязаны платить все участники ГКС.

Учет паевых платежей ведется по нескольким разновидностям взносов:

  1. Каковы особенности ведения бухучета в гаражном кооперативе?Паевой, сумма которого определяется на общем собрании. Он может быть не только в денежной форме, но и в натуральной.
  2. Вступительный, вносимый новыми членами кооператива. Обоснование его необходимости – покрытие расходов по оформлению членства.
  3. Членский – расходуется на зарплату наемных работников ГКС и оплату коммунальных счетов, проведение ремонта.
  4. Целевой – реализуется с целью совершения конкретной покупки или для материального обеспечения ремонтных работ.
  5. Дополнительный – появляется в системе расчетов при наступлении форс-мажорных обстоятельств или убыточной деятельности.

ВНИМАНИЕ! Сбор платежей с последующим их отражением в учете входит в перечень обязанностей председателя, который частично может делегировать выполнение этой функции наемному бухгалтеру.

В числе других особенностей бухгалтерии ГКС можно выделить:

  • необходимость создания сметы доходов и расходов, строгого отслеживания ее выполнения, расчета на ее основе величины паевых платежей;
  • возможность осуществления двух видов деятельности кооперативом – некоммерческого и коммерческого характера.

Последний фактор влечет за собой разделение учета для устранения дополнительной налоговой нагрузки. Если этого не сделать, то целевые платежи членов объединения (паевые, вступительные и регулярные членские) будут облагаться налогом (требование изложено в пп.14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Создание гаражного кооператива

Поэтапная инструкция создания ГСК была указана выше. Каждый этап имеет значимость, и относиться с пренебрежением к этому процессу не стоит. Давайте разберемся подробнее, что требуется делать на каждом этапе становления, а чего делать не рекомендуется.

От правильного подбора кандидатов в инициативную группу зависит скорость организации сообщества и его дальнейшее существование. При выборе кандидатов, представляющих всех участников, обращайте внимание на следующие качества:

  • кандидат пользуется доверием коллектива;
  • обладает управленческими навыками;
  • по возможности, имеет юридическое образование;
  • не боится проявлять инициативу.

Определение и утверждение инициативной группы происходит на общем собрании, в результате голосования.

Председатель выбирается на основании «Положения о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок». Согласно его положениям:

  • председатель получает должность на срок до 3 лет;
  • он может входить в число членов сообщества или быть нанят со стороны;
  • в случае, когда организация состоит из 50 и более участников, для решения управленческих вопросов может создаваться собрание уполномоченных членов ГСК.

Для создания ГСК и его регистрации председатель собирает следующий пакет документов:

  • протокол, созданный на основе общего собрания, которое одобрило идею создания объединения;
  • устав. Для сдачи подготовьте 2 копии документа;
  • заявление о регистрации, заверенное в нотариальной конторе и составленное по форме P 11001;
  • чек или квитанция, которые подтверждают оплату необходимой государственной пошлины.
Предлагаем ознакомиться  Как проверить расчетный счет в режиме онлайн, на сайте налоговой

Устав – документ, в котором отображаются главные правила, определяющие деятельность организации. При его составлении указывается:

  • название гаражного кооператива;
  • перечень учредителей объединения и список всех граждан, владеющих гаражами на территории кооператива;
  • адрес гаражного кооператива;
  • приблизительные сроки функционирования сообщества;
  • основные цели, которые объединение ставит перед собой.

В качестве целей указывают:

  • ведение бухгалтерии организации;
  • обслуживание гаражей через бюджет организации;
  • рассмотрение договоренностей, с целью использования гаражей для иных целей, не противоречащих законам РФ;
  • предоставление гарантий при покупке гаража новыми клиентами.

Также описывается общая программа организации строительных работ на территории ГСК и правила пользования помещениями.

Строительство гаражей происходит следующим образом:

  • председатель договаривается с фирмой застройщиком и составляет договор;
  • на собрании намечается план расположения гаражей и общая смета;
  • происходит сбор денег и передача их строительной фирме, согласно договору;
  • строительство новых гаражей, в случае наличия свободных участков, оговаривается с каждым новым членом сообщества отдельно. Каковы условия и оплата, будет решаться в зависимости от предоставляемого места.

При строительстве и планировке необходимо учитывать строительные нормы, иначе кооператив понесет ответственность за нарушения.

Расчетный счет необходим для решения финансовых вопросов при помощи денежных средств, полученных с паевых взносов. Для его оформления требуется:

  • написать заявление в выбранный членами кооператива банк;
  • предъявить необходимый пакет документов.

В пакет документов входят:

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • учредительные бумаги;
  • образцы подписей членов кооператива, назначенных на управляющие должности;
  • сведения о клиенте, заполненные по банковской форме;
  • бумаги, удостоверяющие права граждан, назначенных на руководящие должности.

Регистрируется в налоговой, при этом оформляются все необходимые документы. Регламентированный протокол состоит из таких этапов:

  • прохождение консультации;
  • сбор необходимых документов;
  • регистрация;
  • постановка на учет в ИФНС;
  • открытие расчетного счета;
  • изготовление печати.

Реализация каждого из пунктов занимает разный промежуток времени. Некоторые выполняются за пару часов, на другие уйдет неделя и более. Все зависит от расторопности членов администрации ГСК.

Как фиксируются взносы?

Для фиксации операций с членскими взносами бухгалтером используется 86 счет «Целевое финансирование» (в соответствии с Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина от 31.10.2000 N 94н). Для удобства систематизации взносов можно открыть дополнительные субсчета:

  • Каковы особенности ведения бухучета в гаражном кооперативе?текущие нужды;
  • организационные траты;
  • капитальные вложения.

В учете будут преобладать такие проводки:

  1. Д 76 – К 86 – формируется в момент начисления паевого взноса, который поступил в фонд ГКС.
  2. Д 50 (51) – К 76 при отражении уплаты взноса членом объединения.
  3. Д 86 – К 26 при использовании средств на оплату коммунальных услуг и прочих текущих затрат.
  4. Д 86 – К 91.1 – используется для фиксации доходов внереализационного характера.

Если сальдо по дебету 26 счета превышает остаток по кредиту счета 86, то сформированный убыток переводится на счет 91.2.

Как построить гараж в существующем ГСК?

Если создать свой ГСК не получается, постройте гараж в уже существующем. Для этого необходимо:

  • посетить ГСК;
  • договориться с его председателем о вступлении;
  • получить членскую книжку;
  • получить участок земли;
  • возвести гараж на полученном месте;
  • после завершения строительства зарегистрировать права собственности на гараж.
Предлагаем ознакомиться  Арестовали банковские карты но деньги приставам не поступили - что делать

В конечном итоге можно выкупить землю, на которой возведен гараж, в собственное пользование.

Выбор системы налогообложения

Гаражные кооперативы могут работать по одной из систем налогообложения (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

  • общей;
  • упрощенной (УСН);
  • ЕНВД.

желтая книга

Общая система является самой сложной и трудоемкой, предполагает уплату большого перечня налогов. Переход на УСН возможен с использованием в качестве объекта налогообложения доходов (ставка равна 6%) или доходов за минусом расходов (ставка достигает 15%). При желании работать на ЕНВД необходимо:

  • наличие в перечне видов деятельности оказываемых объединением услуг;
  • соответствие лимиту по численности наемных сотрудников (ст. 346.26 НК).

СПРАВКА! Наиболее распространенной среди ГКС является УСН, позволяющая освободится от уплаты налогов на прибыль, имущество и добавленную стоимость.

Что входит в финансовую отчетность?

Список подаваемой в ИФНС отчетности зависит от используемой системы налогообложения. При общей системе необходимо представлять следующие декларации:

  • прибыли;
  • по НДС;
  • по подоходному налогу (2-НДФЛ и 6-НДФЛ);
  • отчетность по страховым взносам;
  • сведения о среднесписочной численности.

При наличии оснований дополнительно может потребоваться сдача декларации по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам.

При работе по упрощенной системе основу налоговой отчетности будет составлять декларация по УСН. Этот бланк заменяет декларации по прибыли и НДС. Формы, касающиеся итогов работы наемных сотрудников, сдавать придется (по НДФЛ, страховым взносам и среднесписочной численности). Если у ГКС имеется в собственности земля, недвижимость или автомобили, то по ним также надо будет отчитываться. Оформляются отчеты на бумажных носителях (если позволяет численность сотрудников) или в электронном виде.

При составлении Баланса ГКС заменяет раздел «Капиталы и резервы» сведениями о целевом финансировании. Степень детализации указанных статей определяются предприятием самостоятельно, оценка необходимости более подробного раскрытия отдельных показателей происходит по критерию существенности данных. Пример заполнения годовой бухгалтерской отчетности:

  • объем потраченных ресурсов на оплату труда, благотворительную деятельность и реализацию целевых мероприятий;
  • расходы, связанные с поддержанием функционирования кооператива;
  • остаток денег на начало отчетного периода;
  • размер поступлений;
  • остаток средств по итогам года.

Как подаются документы в ФНС?

Отчетность в налоговые органы может подаваться:

  • лично в бумажном виде;
  • отправляться по почте с обязательным оформлением описи вложения;
  • в электронном формате через Интернет.

Оповещения о доходах и расходах

Система оповещения членов объединения о результатах финансовой деятельности обозначается в уставных документах организации.

ВАЖНО! Ответственность за своевременное донесение информации и организацию собраний несет председатель. Итоги поступления и расходования ресурсов могут быть отражены в отчете ревизионной комиссии, с которым каждый член кооператива вправе ознакомиться в любое время.

По предстоящим расходам и величине взносов инициируется общее собрание. Члены ГКС голосованием устанавливают размер паевых платежей, утверждают смету расходов. Собрание считается состоявшимся при явке от 30%. Письменные извещения о предстоящем мероприятии не являются обязательными, если иное не прописано в Уставе.

Система финансового учета в кооперативной организации предполагает небольшой объем работы для бухгалтера, но требует универсальности от специалиста. При реализации объединением коммерческой деятельности обязательно должен вестись раздельный бухгалтерский учет.

Оцените статью
Толпар СПБ
Adblock detector