Для установления сервитута необходимо оформить договор сервитута: соглашение на земельный участок

Цель установления

Многообразие вариантов, которые требуют установления сервитута, сводятся к его целесообразности. Он не устанавливается без особых причин, которые понуждают физическое или юридическое лицо обращаться к собственнику участка за разрешением использования части его территории.

Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.

Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:

  • потребность выхода на проезжую часть;
  • проход к водным ресурсам;
  • проход к собственному дому через участок соседей;
  • чужое имущество, расположенное на участке собственника;
  • установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
  • проведение коммуникаций через участок соседей;
  • аналогичные причины.
Право бессрочного пользования

или срочного позволяет использовать участок одного лица для решения задач другого, что создаёт симбиоз преимуществ и расширение границ возможностей, если стороны смогут договориться.

Назначение

Частный и публичный сервитуты устанавливаются в случаях, когда собственникам соседних или близлежащих земельных участков, а также органам государственной власти, необходимо воспользоваться частью чужого имущества. В соответствии с п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичное соглашение заключается в целях:

  • обеспечения проезда или прохода к объектам общего пользования;
  • размещения геодезических объектов;
  • прокладки инженерных, кабельных сетей;
  • проведения земельных и водных работ;
  • перемещения или выпаса фермерских животных;
  • сенокоса, охоты, рыбалки, сельскохозяйственного промысла;
  • проведения дорожных, автомобильных линий;
  • строительства инженерных конструкций и сооружений.

Назначение частного сервитута определяется договоренностью сторон соглашения, например, при необходимости размещения сквозного дорожного полотна общего пользования или прокладки кабеля на территории соседнего участка.

Возможности обременения долевой собственности — часть участка

Срок действия соглашения урегулирован ст. 19 43 Федерального Закона РФ. Во всех случаях, предусмотренных Земельным Кодексом РФ, период действия договора устанавливается:

  • на срок, оговоренный текстом соглашения;
  • на неограниченный срок с возможностью перехода права по наследству/договору;
  • на срок не более 2-х лет, если целевое назначение договора предполагает проведение региональных, федеральных работ, исследовательсикх или изыскательных работ.

При установлении сервитута в связи с эксплуатацией региональных или федеральных линейных объектов договор заключается на неограниченный срок (п. 3 ст. 19).

Если в тексте соглашения не оговорены сроки действия сервитута, то договор продолжает действовать на протяжении 5-ти лет с момента заключения (п. 4 ст. 19).

О том, на какой срок может устанавливаться сервитут, мы также рассказываем в этом материале, а здесь вы сможете узнать о видах и классификации сервитута по срокам.

Стороны соглашения перечисляют в договоре обстоятельства, по наступлении которых договор прекращает действие. Ими могут стать:

  • окончание срока действия, предусмотренного договором;
  • объединение земельных участков землепользователя и сервитуария;
  • одностороннее или обоюдное волеизъявление субъектов соглашения;
  • отсутствие необходимости в использовании сервитута на протяжении определенного срока, например 3-х лет.
Внимание.

Согласно

ст. 276 ГК РФ

основаниями для прекращения сервитута являются исчезновение необходимости в ограниченной эксплуатации собственности(п. 1), а также судебное решение, если обременение ограничивает возможность использования участка по целевому назначению (п. 2).

Перечень основания для прекращения сервитута мы также приводим в отдельном материале.

Таким образом, владельцы недвижимого имущества при необходимости вправе заключить соглашение для предоставления ограниченного права пользования участком или его части другому собственнику. При этом предметом договора может выступать как частная, так и государственная собственность. Документ обязательно регламентирует права и обязанности сторон, срок действия соглашения, а также размер и условия внесения платы.

Такого рода соглашение должно содержать сведения, перечисленные в ст. 39.25 ЗК РФ. Это:

  • ФИО/наименование сторон соглашения, юридические адреса и идентификационные данные сторон (в отношении физлиц – дата рождения, налоговый код, серия и номер паспорта);
  • сведения о представителях, действующих от имени сторон и документарных подтверждениях их полномочий (приказ о назначении на должность, доверенность);
  • кадастровый номер господствующего участка, в пользу собственника которого устанавливается сервитут;
  • причины, цели, правовые и фактические основания обременения участка муниципальной или госсобственности сервитутом;
  • срок действия сервитута;
  • если сервитут устанавливается на часть участка, сведения, позволяющие идентифицировать такую часть и достоверно установить ее границы;
  • размер платы, взыскиваемой с правообладателя за ограниченное пользование публичными землями;
  • виды разрешенной деятельности сервитутодержателя на обременяемом участке;
  • исключительный перечень правомочностей на осуществление таких видов деятельности;
  • ссылка на обязательство лица, в интересах которого установлено сервитутное обременение, своевременно и в полном объеме вносить соответствующую плату;
  • обязательство правообладателя, в интересах которого установлен сервитут на публичные земли, привести участок в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению (если актуально).

Земельные участки муниципальной и госсобственности нередко имеют большую площадь. При этом заинтересованное лицо зачастую претендует на право ограниченного пользования лишь малой частью участка.

Желание минимизировать площадь, в отношении которой устанавливается сервитут, обусловлено:

  • хозяйственной необходимостью;
  • пропорциональностью оплаты действительной площади участка, на которую распространяются правомочности сервитутодержателя.

Таким образом, соглашение о сервитуте может предполагать установление права ограниченного пользования в отношении части земельного участка. Однако при этом оно должно надлежащим образом идентифицировать эту часть. Правила, подлежащие применению к таким ситуациям, зависят от срока действия сервитута.

Если срок действия соглашения об установлении сервитута больше 3 лет, договор должен содержать ссылку на учетный номер части участка, в отношении которой устанавливается сервитут. Предполагается следующий порядок действий:

  • проведение землеустроительных работ, документальное (не на местности) выделение части участка, в отношении которой устанавливается сервитут;
  • осуществление учета части участка в ГКН с присвоением кадастрового номера;
  • заключение соглашения об установлении сервитута;
  • регистрация обременения участка сервитутом в ЕГРП.

Если срок действия договора об установлении сервитута на часть участка составляет менее 3 лет, по обоюдному согласию сторон процедуру заключения сделки можно упростить.

Им достаточно согласовать и приложить к договору схему границ сервитута на кадастровом плане территории.

Для краткосрочного договора об установлении сервитута этого документа достаточно для установления территориальных рамок действия сервитута. При этом проведения землеустроительных работ, выделения части, постановки ее на учет в ГКН и ЕГРП не требуется. В этом случае сведения об обременении участка сервитутом не становятся общедоступными.

Стоит учесть, что оформление краткосрочного договора об установлении сервитута в отношении части земельного участка публичной собственности в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью сторон.

Лицо, претендующее на установление сервитута, вправе инициировать процедуру согласования границ по общим правилам. Однако землеустроительные работы и постановка части участка на учет в этом случае будут проводиться за его средства.

Предлагаем ознакомиться  Порядок привлечения судьи к ответственности, куда жаловаться || Имеются ли основания для привлечения мирового судьи к уголовной ответственности

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

Основания бывают следующие:

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  • свободное волеизъявление сторон;
  • условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.

Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:

  1. Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
  2. Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.

На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.

Законодательным основанием является действие статей 22 ЗК РФ и 274 ГК РФ. А так же – 23 статьи Федерального закона о сервитуте. Регулирование использования участка с обременением регламентировано действием статей 275, 276 ГК РФ.

Теперь вы знаете на каком основании возникает сервитут. Дальше поговорим об условиях.

Этим небольшим дополнением к статье мы ответим на вопрос: «Что такое оформление сервитута на часть земельного участка и как это сделать?».

Участки, находящиеся в совместной (долевой) собственности так же допустимо обременять сервитутом. Следует ориентироваться на некоторые нюансы.

  1. Если выделения долей не предусмотрено, но владельцы провели условные границы, то соглашение следует заключать со всеми собственниками участка. После чего один из собственников, отчуждающий свою часть надела для обременения, выделяет границы сервитута.
  2. Если доли выделены, то соглашение с заинтересованным лицом заключает владелец права в долевой собственности, а остальные совладельцы предоставляют нотариально удостоверенное согласие на оформление обременения.

Стороны

Так как по специфике назначения договор носит частный или публичный характер, то

При этом пользователями и обладателями сервитута могут стать:

  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица;
  • муниципальные организации;
  • органы исполнительной власти.

Сторонами соглашения выступают владелец имущества, обременяемого сервитутом (землевладелец) и собственник недвижимости, в пользу которого заключается соглашение (сервитуарий). В некоторых случаях сервитуарием может выступать лицо, пользующееся имуществом на правах бессрочного или пожизненного проживания, например, по договору ренты, а также арендатор (ст. 39.24 ЗК РФ).

Условия установления сервитута

Однако, если предметом договора выступает недвижимость, находящаяся в собственности государства или органов местного самоуправления, то плата устанавливается (п. 2

  • Правительством РФ в отношении недвижимости, находящейся в федеральной собственности.
  • Региональным Правительством субъектов РФ, если собственность принадлежит органам регионального управления.
  • Органом местного самоуправления в отношении муниципальной недвижимости.

Средства, перечисляемые в пользу землепользователя, направляются в счет регионального, муниципального или федерального бюджета РФ, либо в пользу определенного лица или круга лиц, являющихся субъектами частного соглашения (п. 3). Плата по частному соглашению устанавливается в соответствии со ст. 424 ГК РФ по взаимной договоренности сторон.

О методике определения и порядке внесения платы за сервитут на земельный участок мы рассказываем в этой статье.

Добровольное обременение осуществляется на условиях соразмерной оплаты, когда пользующаяся участком собственника сторона, возмещает ему убытки, нанесённые отчуждением, и предусматривает выплату компенсации за упущенную выгоду.

Помимо этого, на время установления обременения, лицо, получившее сервитут, несёт ответственное распоряжение участком, сохраняя земельную собственность в надлежащем виде. Использование обременённой части допускается только в соответствии с целями, официально узаконенными в результате договорённостей.

В свою очередь, владелец ЗУ разрешает беспрепятственно использовать оговорённую часть ЗУ на условиях, достигнутых договорённостями. В его ответственность входит соблюдение установленных границ, а так же – освобождение пространства поблизости от ограниченной территории.

При этом НЕДОПУСТИМО:

  1. выходить за рамки категории земель и их целевого назначения;
  2. наносить порчу верхнему плодородному слою почвы;
  3. загрязнять окружающую среду;
  4. влиять на участки, принадлежащие третьим лицам.

Обязательно требуется соблюдать санитарные и противопожарные меры безопасности.

Условия оплаты

Органы власти, представляющие интересы государства или территориальных общин, не располагают свободой договора. В силу ст. 421 ГК РФ она гарантирована только частным лицам. Условия соглашения о сервитуте, в том числе касательно взимаемой платы, устанавливаются нормативно.

Порядок расчета платы за ограниченное пользование землями общефедеральной собственности установлен Постановлением Правительства РФ № 1461 от 23.12.14 г. Общее правило: размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка и составляет 0,01% такой стоимости.

Если права сервитутодержателя по условиям договора распространяются на часть участка, плата за сервитут устанавливается из расчета охватываемых сервитутом площадей. Сведения о площади в зависимости от способа оформления соглашения о сервитуте (обычного или упрощенного) можно почерпнуть из:

  • специально разработанной кадастровой документации, касающейся установления сервитута;
  • схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

В случаях, когда земли общефедеральной собственности предоставлены в аренду, постоянное пользование либо пожизненное наследуемое владение, размер платы за установление сервитута определяется квалифицированным оценщиком по правилам Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».

Для установления сервитута необходимо оформить договор сервитута: соглашение на земельный участок

Порядок расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной собственности, устанавливается региональными властями; муниципальной – органами местного самоуправления. Правила аналогичны установленным на федеральном уровне.

Плата за сервитут вносится, как правило, раз в год. Смена правообладателя земельного участка не признается основанием пересмотра ранее установленной платы по соглашению о сервитуте. Однако при перезаключении сервитутного договора на новый срок условия оплаты могут измениться.

Плата по договору об установлении сервитута перечисляется сервитутодержателем его контрагенту – тому, с кем заключено соглашение об установлении сервитута. Перечень лиц, уполномоченных на заключение таких соглашений от имени публичных образований, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.

Если участок муниципальной или госсобственности передан в аренду, временное или постоянное пользование, соглашение о сервитуте подписывает правообладатель (арендатор, землепользователь), например, унитарное предприятие, коммунальное или госучреждение. Они же получают плату с сервитутодержателя.

Если участок публичных земель не передан в пользование, договор о сервитуте заключает собственник – государство или территориальная община в лице уполномоченного органа власти. Тогда плата за сервитут перечисляется непосредственно в государственную казну, региональный или местный бюджет.

Для установления сервитута необходимо оформить договор сервитута: соглашение на земельный участок

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Предлагаем ознакомиться  Строения в садоводческом товариществе: как перевести помещение из нежилого в жилое?

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом.

Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.

При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом;

степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Установление размера оплаты при публичном сервитуте

При публичном сервитуте порядок определения размера платы может устанавливаться отдельными нормативными актами.

В частности, в отношении полосы отвода автомобильной дороги в соответствии с п. 3–4 Порядка определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, утвержденного Приказом Минтранса России от 05 сентября.2014 г.

№ 24 (Зарегистрирован в Минюсте России 28 октября 2014 г. № 34478) размер платы за такой публичный сервитут определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,12% кадастровой стоимости земельного участка в год. В случаях, если публичный сервитут предполагает использование части земельного участка, плата за публичный сервитут определяется пропорционально площади указанной части земельного участка.

Также существует специфический сервитут, который не подлежит государственной регистрации. Так, согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 43 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, плата за установление сервитута устанавливается в размере от 0,1 процента до трех процентов кадастровой стоимости части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут.

Размер платы также может устанавливаться нормативным актом государственного или муниципального органа власти, установившем сервитут. В случае неустановления такой платы или несогласия с такой платой не запрещено обращение в суд для определения соразмерной и справедливой платы, если права владельца земельного участка существенно нарушаются.

При установлении платы за сервитут необходимо учитывать разницу между сервитутом временным и постоянным. Если сервитут устанавливается на определенный срок, то есть возможность рассчитать убытки, которые будут причинены собственнику за период действия сервитута. Если же сервитут бессрочный, то можно лишь рассчитать убытки, которые будут причиняться собственнику служащей недвижимости за определенные периоды, например, ежемесячно.

Установление сервитута – целесообразный выход использования чужого участка, на взаимно выгодных условиях. Допускает оформления по согласованию между сторонами.

Прочитав статью вы знаете как оформить сервитут на земельный участок — наша редакция надеется что информация была вам полезна!

Условия установления соглашения на право пользования частью недвижимого имущества в отношении государственных и муниципальных объектов регламентированы гл. V.3 ЗК РФ. Положения, касающиеся формы, существенных условий договора и регистрации сделки, актуальны в отношении частной собственности. Этапы процедуры:

  1. оформление и подача заявления в уполномоченной орган исполнительной власти;
  2. оформление соглашения;
  3. регистрация сделки.
Важно.

При заключении договора об

установлении сервитута

между собственниками частного имущества первый этап можно пропустить и, оформив соглашение, сразу зарегистрировать сделку в ЕГРП.

Подача заявления

Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Если вас интересует вопрос о том, как установить сервитут на ЧАСТЬ земельного участка — мы говорим об этом в конце статьи. Также о публичном сервитуте было рассказано ранее в этом материале.

При возникновении потребности в использовании соседнего или иного участка, т.е. для установления сервитута необходимо заинтересованному лицу обратиться к его собственнику (ЗУ) и действовать исходя из нашей инструкции. Рассмотрев возможности его совместного использования, стороны приходят к договорённости, которая излагается в письменном виде и определяется как соглашение сторон об установлении сервитута.

Соглашение о сервитуте земельного участка (образец вы можете сказать в конце статьи) – вид договора между сторонами. Отвечает общим требованиям составления и заключения договоров. На его основании осуществляется гражданско-правовое действие, обстоятельства которого определены в рамках соглашения.

Часто это соглашение называют договор сервитута земельного участка.

Здесь требуется установить стороны, участвующие в заключении соглашения о взаимном использовании земельного участка и дать кадастровые и технические характеристики ЗУ. В основной части соглашения следует подробно, но лаконично и юридически корректно описать:

  1. какая площадь участка ограничивается;
  2. её местоположение на участке;
  3. какие работы планируется проводить;
  4. какие объекты располагать;
  5. срок использования;
  6. условия возвращения и досрочного прекращения.

Стороны указывают значимые для них правовые моменты, во избежание развития конфликта, а также для соблюдения всех обязанностей в соглашении об установлении сервитута. Предусмотреть всё необходимое требуется заведомо, чтобы впоследствии осталось только следовать достигнутым договорённостям, не выходя за их рамки. Если речь идёт о крупных объёмах работ, целесообразно составить проект планирования территории ограничения.

Предлагаем ознакомиться  Договор дарения автомобиля образец особенности сделки

Сервитут подлежит государственной регистрации как вид сделки между лицами, поэтому готовый текст подписывается сторонами и требует регистрации в Росреестре.

Если ЗУ не в собственности, а в аренде у администрации или в праве постоянного (бессрочного) пользования (алгоритм получения описан здесь) – соглашение прилагается к заявлениям сторон, которые подаются в администрацию по месту расположения ЗУ. Так же требуется предъявить свидетельство о собственности на участок.

Государственная регистрация сервитутов проводится после получения выписки из решения административной комиссии. Для собственника достаточно составления соглашения. Стороны подходят к окну регистратора в местном отделении кадастра и картографии или в многофункциональном центре и подают документы, подтверждающие:

  1. личность сторон;
  2. принадлежность участка стороне соглашения;
  3. разрешение администрации об установлении сервитута.

Документы принимаются под расписку, где указывается дата выдачи регистрации сервитута. Обычно она составляет 21 рабочий день.

Все действия, которые проводятся в администрации, не требуют оплаты. Если стороны затрудняются составить соглашение самостоятельно, им требуется обратиться к юристу. Составление соглашения укладывается в сумму от 5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от региона проживания и квалификации специалиста.

Обязательна уплата госпошлины при подаче соглашения для регистрации. Она устанавливается на основании статьи

333.33 НК РФ

. С начала 2015 года стоимость регистрации сервитута составляет:

  • 2 тысячи рублей – физическим лицам;
  • 22 тысячи – юридическим.

Вот такой нехитрый порядок установления сервитута на земельный участок действует у нас в РФ.

Сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком (либо другой недвижимости, в рамках настоящей статьи под сервитутом будем понимать только земельные участки).

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут) называются обладателями сервитута (абз. 6 п. 3 ст. 5 ЗК РФ). При этом, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут может быть установлен как по соглашению сторон, так и в судебном порядке (п. 3 ст. 274 ГК РФ), инициатором установления сервитута может быть, как владелец земельного участка, на территории которого подлежит установлению сервитут, так и собственник соседнего участка, в интересах которого подлежит установлению сервитут.

Одной из сторон сервитута выступают собственники помещений МКД и земельного участка, п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, согласие (несогласие) на установление сервитута на принадлежащем им участке или же установление сервитута на соседнем участке может быть принято только общим собранием собственников МКД.

Дополнительно отметим позицию Верховного Суда РФ относительно трактования п. 1 ст. 274 ГК РФ, которым предусмотрено, что за установлением сервитута вправе обратиться собственник участка, в интересах которого сервитут устанавливается. В соответствии с п. 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 26 апреля 2017 г.

(далее — Обзор ВС РФ) с требованием об установлении сервитута вправе обратиться и собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок. Статья 274 ГК РФ не ограничивает право собственника земельного участка обратиться к собственнику линейного объекта, возведенного после возникновения частной собственности на указанный земельный участок, с требованием об установлении сервитута в случае недостижения согласия о его установлении или условиях соглашения.

В абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ указано, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Это является, пожалуй, самым главным основанием для установления сервитута или для отказа в его установлении.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 февраля 2012 г. № 11248/11 по делу № А45-12892/2010 указано следующее: «Сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости.

Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка».

Пункт 10 Обзора ВС РФ определяет примерный перечень условий, на которые необходимо обратить внимание при установлении сервитута или отказе в его установлении, а именно: «сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и прочее.

Суд, пришедший к выводу о необходимости установления сервитута, должен определить все условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который не только соответствовал бы интересам истца, но и был наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка. При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд, в соответствии с положениями статьи 79 ГПК РФ, может назначить проведение экспертизы».

Установление сервитута ни в коей мере не должно препятствовать использовать свой земельный участок и расположенные на его территории объекты собственнику участка, поскольку и так причиняет определенные неудобства и ограничения. В соответствии с п. 5 ст. 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

При этом, при наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.

В п. 7 Обзора ВС РФ справедливо отмечено, что сервитут подлежит установлению в той ситуации, когда собственник лишен объективной возможности обеспечить проход (проезд) к своему зданию иным способом без установления сервитута. Если же невозможность проезда на участок лица не связана с какими-либо объективными причинами, а вызвана исключительно действиями самого лица, основания для установления сервитута отсутствуют.

Оцените статью
Толпар СПБ
Adblock detector